понедельник, 19 января 2009 г.

Выставка В.Л. Боровиковского в ГТГ



В новой Третьяковке заканчивается выставка В.Л. Боровиковского. В холодной заснеженной Москве это просто глоток живительной влаги для эстетического чувства! (По крайней мере для моего)

Пленительные, нежнейшие женские образы и величественные, полные достоинства и благородства мужчины! Потрясающий портрет эпохи, разнообразный и увлекательный. Само по себе знакомство с новыми людьми всегда вносит в жизнь разнообразие, а столь близкое общение с множеством интереснейших персонажей давно прошедших лет, да ещё и так тонко и психогически верно написанных - просто кладезь впечатлений и источник вдохновения. Для меня открытия этой выставки - чудесные детские портреты, особенно Нарышкиной. И, кстати, одно из самых великолепных и известных произведений Боровиковского - её же портрет в более взрослом возрасте.

Больше всего привлекают, наверное, изящество и благообразие поз, мечтательных взглядов, окутанных мягким sfumato и красота, сквозящая в каждом движении. А тончайшие сочетания цветов и виртуозная передача фактур тканей, украшений, кружев, золотого шитья просто завораживают!

А вот религиозная живопись Боровиковского очень разочаровала. Не люблю ругать, но это явно "не его". Некоторые образы - какие-то предвестники фентези. 

Выставку всем советую, особенно перед светским мероприятием, балом или концертом классической музыки. Постойте подольше перед каждым портретом и постарайтесь проникнуться настроением гармонии, грации и обворожительной сдержанности.

Биография В.Л. Боровиковского.

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 г. в Миргороде, в семье казака Луки Боровика. В молодости занимался иконописью под руководством отца. С 1774 г. служил в Миргородском казачьем полку.
В 1770-х молодой Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом, выполнял его поручения.
В 1788 г. художник переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.
В конце 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Мастер стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет «Лизыньки и Дашиньки», 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.
Умер он 6 (18) апреля 1825 г. в Петербурге.


Комментариев нет:

Отправить комментарий